Установка эхолота на моторных судах

Статьи о рыбалке, снастях и прочем, из различных источников, переводные и написанные нашими авторами...(все имеют право читать - но создавать новые топики - только члены группы "Авторы")

Модераторы: Haikin, Parparon, Gari

Ответить
Аватара пользователя
aviton
Председатель
Председатель
Сообщения: 17079
Зарегистрирован: 20-08-2002 19:31

Установка эхолота на моторных судах

Сообщение aviton »

Установка эхолота на моторных судах
Автор: Олег Тартак

С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу приборов, хотя сами приборы в этом, как правило, не виноваты. Прибор может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его излучатель неправильно установлен. Третьего не дано. Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки излучателя на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

Кавитация
Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. К. возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая К.), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая К.). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. К. разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно излучатель эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка излучателя. Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить излучатель. К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно излучатель крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить излучатель намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке излучателя, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

Как правильно установить эхолот
Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.
Изображение

На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.
Изображение
Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.
Изображение
Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком.
Некорректная работа эхолота — гарантирована.
Изображение
При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.
Изображение
Идеальное положение датчика.

В любом случае, чем глубже будет опущен излучатель, тем лучше. Однако, следует учитывать, что при более глубоком положении эхолота, он будет создавать большее сопротивление при передвижении.

На лодках с пластиковыми корпусами излучатель можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:
Изображение
При обнаружении некорректной работы прибора не спешите сразу нести его продавцу. Попытайтесь сначала понять причину. Самый простой способ — остановить лодку, рукой протереть нижнюю поверхность излучателя, выключить и снова включить прибор. В 99% случаев прибор снова заработает. Затем можно начать движение и отследить момент начала сбоя.

Ничего сложного в этом нет, надо просто уделить установке больше внимания.

С сайта http://www.navionika.com/ru
-=Ну очень добрый Администратор!=-
Обращаться на e-Mail
Или по тел. О54-56О4822
~~~~~~~~~~ :mat:~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Аватара пользователя
Димчик
Супер-Рыбак
Супер-Рыбак
Сообщения: 842
Зарегистрирован: 05-04-2003 20:21

Сообщение Димчик »

У меня точно такой датчик. Если кого интерисует как его установить на надувную лодку то могу посоветовать.
Аватара пользователя
Димчик
Супер-Рыбак
Супер-Рыбак
Сообщения: 842
Зарегистрирован: 05-04-2003 20:21

Сообщение Димчик »

Да, ещё забыл приписать что эхолот у меня лоуренс X 52. Купил его по совету Олега Тартака у них в магазине.
Аватара пользователя
Дмитрий
Гуру
Гуру
Сообщения: 2484
Зарегистрирован: 21-11-2002 20:02

Сообщение Дмитрий »

Есть в схеме одна маленькая неточность. На рис. 2 датчик крепится слева от мотора(если смотреть сзади на транец). В инструкции Raymarine по креплению датчика на транец производитель рекомендуют устанавливать его справа от мотора именно из-за большей кавитации слева, вызванной направление вращения винта при ходе вперед. Уточните это в инструкциях эхолотов других фирм, я с подобной рекомендацией сталкивался еще у кого-то...
Аватара пользователя
mixa
Гуру
Гуру
Сообщения: 9871
Зарегистрирован: 05-12-2002 21:00

Сообщение mixa »

Дмитрий писал(а):На рис. 2 датчик крепится слева от мотора(если смотреть сзади на транец). В инструкции Raymarine по креплению датчика на транец производитель рекомендуют устанавливать его справа от мотора именно из-за большей кавитации
Век живи-век учись...
Я как раз ставил слева, и на ходу полная :zhopa2:
Теперь буду ставить справа. :beer:
"Лучше сядь на крючок, чем на иглу".
Лозунг Европейской ассоциации рыболовов.
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Аватара пользователя
Димчик
Супер-Рыбак
Супер-Рыбак
Сообщения: 842
Зарегистрирован: 05-04-2003 20:21

Сообщение Димчик »

В лоуренсе помоему всё ровно с какой стороны устанавливать датчик. Я пробывал с разных сторон и разницы нет.
Ответить

Вернуться в «Статьи»